2019

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе "йотированная функция буквы Е"

Цель: выяснить представление детей о звуках, закрепить понятие о йотированном звуке Е

Цель: выяснить представление детей о звуках, закрепить понятие о йотированном звуке Е

Задачи: познакомить детей с йотированным звуком  Е, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный образ буквы, развивать фонематический слух, память, внимание.

Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки и карандаши

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Хватит баловаться, прозвенел звонок

Жду ребята вас я, начался урок. (Правила поведения. Осанка)

 

Здравствуйте мои друзья, вас видеть очень рада я.

СЛАЙД 1 Сегодня мы с вами отправимся в виртуальное путешествие в страну звуков страну Грамматику, приглашает нас туда Королева Грамматика,

СЛАЙД 2 она всё- всё знает про звуки, и хочет открыть нам один секрет, но попадём мы туда только тогда, когда ответим на все её вопросы. А вот и её вопросы, она их прислала нам по ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЕ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ (Лист с вопросами)

 

1.     Кто из вас знает, что такое звук?

Дети: Звук, это то, что мы слышим. СЛАЙД 3

 

2.     Какие бывают звуки?

Дети: Звуки бывают гласные и согласные. СЛАЙД 4

Хорошо.

 

3.     Расскажите, чем гласные звуки отличаются от согласных?

Дети: Гласные звуки мы произносим  нараспев  например А-А-А или О-О-О, а согласные звуки нам помогают произносить губы, зубы, язычок например БББ, ВВВ, ЗЗЗ.

 

4.     СЛАЙД 5  Посмотрите, ребята, в стране Грамматике живут два Короля. Король твёрдых звуков и король мягких звуков, что вы можете рассказать о том, какие звуки бывают твёрдыми, а какие мягкими.

 

      Дети: Согласные звуки бывают твёрдыми или мягкими

 

СЛАЙД 6

5.     Прежде чем идти дальше, давайте вспомним как обозначаются гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки.

     Дети: красный…синий…зелёный…

 

Ещё одно задание для вас сделайте пожалуйста звуковой анализ слов 1 ряд слово …

2 ряд слово…   (работа с пенальчиками)

 

ФИЗМИНУТКА

«Поезд едет, едет, едет

Мимо елей и берез.

Далеко уехал поезд

Еле слышан стук колес! »

(Движение руками имитирующее вращение колес)

 

Мне кажется ребята, что мы уже совсем рядом со страной Грамматикой

 

Но нам нужно сделать ещё одно действие, чтобы наверняка попасть туда.

Вокруг себя я повернусь, в стране Грамматике я окажусь,

(в другую сторону) Вокруг себя я повернусь, в стране Грамматике я окажусь

СЛАЙД 7

Мы оказались в стране Грамматике и нас встречает Фея Крёстная нашей Королевы. Она спрашивает нас

 

Ребята, кто может ответить, почему согласные звуки то мягкие, то твёрдые, от чего это зависит? Вот этот секрет и хотела открыть нам Королева Грамматика

А секрет весь в том, что согласные звуки оказываются заколдованными …СЛАЙД 8 Волшебниками, а волшебники это гласные звуки. Сначала гласный звук подходит к согласному, начинает с ним дружить и они образуют слог. Вот тут и начинается волшебство. Есть гласные звуки, которые с помощью своего волшебства  делают согласный звук очень твёрдым, как камень, а есть другие волшебные гласные звуки, которые наоборот, делают согласный звук мягким.

 

Вот они эти волшебники гласные звуки СЛАЙД 9

АОУЫЭ эти гласные всегда делают впереди стоящий согласный твёрдым

ЯЁЮИЕ эти гласные всегда делают впереди стоящий согласный мягким

 

Перед вами Синий Дом в котором живут волшебники гласные звуки, к ним в гости зашёл согласный любой, какой хотите, на ваш выбор. Смотрите пошёл согласный сначала к одному волшебнику звуку А, вместе они образовали, что?

Дети: Слог

Давайте его прочитаем

ЛА, как бы мы не старались смягчить звук Л ничего у нас не получится.

И так со всеми звуками живущими в этом доме.

 

А рядом стоит другой дом зелёный в котором живут Волшебники гласные смягчающие согласные звуки

 

Попробуем? Пошёл звук Л дальше и стал ЛЬ

А вы обратили внимание сколько этажей в каждом домике

Дети: 5

Посмотрите, сколько всего волшебников гласных звуков живёт в двух домиках, запомните ребята в нашем языке 6 гласных звуков и 4 хитрых буквы.

 

Теперь Королева грамматика, хочет открыть нам ещё один секрет про волшебников зелёного домика, но для этого  нам надо посмотреть в волшебные зеркала

 

Когда мы произносим звуки АОУЭЫИ  воздух спокойно выходит и у нас получаются звуки, мы только губки по разному вытягиваем

 Вот таких простых гласных всего шесть АОУЭЫИ (выполняется упражнение) и они, кроме гласного И делают впереди стоящий согласный твёрдым

 

А теперь попробуйте произнести ЕЮЁЯ, что вы чувствуете

зубы сближены в улыбке, губы приближены к зубам, кончик языка находится за нижними резцами, воздушная струя идет через рот; голосовые связки напряжены, в результате чего образуется голос и мы произносим  звук- Е-йэ, Ю йу, Я йа, Ё йо  

Вместо одного звука мы слышим 2. Эти буквы называют хитрыми буквами, потому, что они представляют собой не один, а два звука

Эти звуки называются ЙОТИРОВАННЫМИ, т.к. первым слышится звук Й он согласный мягкий и обозначается зелёным цветом, а дальше мы слышим простой  гласный звук  он обозначается красным цветом, вот так при звуковом анализе для обозначения йотированного звука, используют не одну, а две карточки Йотированные звуки ЯЁЕЮ всегда смягчают впереди стоящий согласный звук и звук И тоже с ними, наверное потому что он очень похож на Й

 

Для начала давайте поближе познакомимся со звуком Е давайте посмотрим в зеркало и попробуем ещё раз произнести его. ЕЕЕЕЕ  (отложите зеркала на край стола) какие 2 звука мы слышим

ЙЭ

СЛАЙД 11

 

А теперь давайте сами попробуем сделать звуковой анализ слова в котором есть этот жадный волшебник гласный звук Е

Либо работа в тетрадях, либо с пенальчиками

 

Вот такие секреты открыла нам Королева Грамматика.

Ну а теперь нам пора возвращаться домой давайте скажем:

Вокруг себя я повернусь в детском саду я окажусь,

в другую сторону Вокруг себя я повернусь в детском саду я окажусь.

   
Е ЙЭ .docx (Скачать)